Т.С. Баранова, В.П.Пушкарев, Э.В.Халимов, Г.И.Тихомирова
Оптимизация преподавания хирургии на факультете высшего сестринского образования
ГОУ ВПО ИГМА Минздравсоцразвития России «Кафедра общей хирургии»
С развитием медицинской науки, совершенствованием медицинских технологий повышается роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения. От ее знаний и профессиональной подготовки зависит слаженность в работе лечебных учреждений. В 1997 году принята Национальная программа сестринского дела, в соответствии с которой современная медицинская сестра должна в совершенстве знать сестринский процесс и активно участвовать в пропаганде сестринских знаний.
С открытием в Ижевской Государственной Медицинской Академии факультета высшего сестринского образования (ФВСО) перед кафедрой общей хирургии ИГМА встала задача профессиональной подготовки специалиста нового направления медицинской сестры с высшим образованием. С целью эффективной организации учебного процесса у студентов ФВСО на кафедре была разработана схема учебного процесса, включающая два направления.
Первое – это традиционные методы обучения: чтение лекций, проведение практических занятий с разбором темы занятия, тематических больных, присутствие на операциях и перевязках, чтение рентгенограмм и т.д.
Второе – самостоятельная работа студентов как на практических занятиях (знакомство с историями болезней, курация больных с постановкой сестринского диагноза), так и при внеаудиторной работе.
Согласно Государственному стандарту подготовки специалиста с высшим сестринским образованием, его деятельность должна быть направлена на следующие моменты:
- оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, непосредственный уход за больными и реабилитацию;
- планирование, организацию, управление и экономическое обеспечение эффективной работы сестринских служб и подразделений;
- организацию, обеспечение, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой сестринского персонала;
- проведение научных исследований по сестринской специальности;
-организацию контроля культуры производства, соблюдение этических и конституционных прав граждан: сотрудников, пациентов и окружающих их лиц.
В значительной мере выполнить основные направления данного стандарта позволяет написание и защита каждым обучающимся на ФВСО курсовой работы по различным разделам хирургии с учетом направленности тех медицинских подразделений, в которых работают студенты. Одним из основных пожеланий кафедры при выборе студентами темы реферата является включение в работу собственных исследований.
Отражая в своей работе актуальность темы, студент ФВСО опирается на первое положение Госстандарта (эффективность оказания квалифицированной сестринской медицинской помощи в своем учреждении в сравнении с другими медицинскими подразделениями). Определяя в работе цели и задачи исследования, автор решает второе положение Госстандарта (планирование, организация обеспечения подразделений сестринских служб). Отражая в работе методы исследования, анализируя полученные результаты, проводя их обсуждение, делая выводы, студенты в значительной мере решают большинство положений Государственного стандарта (профилактику заболеваний, управление и проведение педагогического процесса, контроль за культурой производства, соблюдение прав граждан). Написание курсовой работы решает ещё одну актуальнейшую задачу Госстандарта – проведение научных исследований по сестринской специальности.
Предлагаемые студентам ФВСО темы курсовых работ касаются неотложной доврачебной и первой медицинской помощи при травмах, кровотечениях, ожогах и отморожениях, печеночной и почечной коликах, асфиксии; при почечной, печеночной, дыхательной и сердечной недостаточности и т.д. Таким образом, тематика курсовых работ охватывает основную часть учебной программы «Сестринское дело в хирургии».
Формой контроля за самостоятельной работой студентов выбрали проведение общих конференций, где студенты выступают с сообщениями по теме курсовой работы перед группой в присутствии ведущих преподавателей, с дальнейшим обсуждением в аудитории, выступлениями студентов и заключением педагога – руководителя по данной теме. Эффективность форм самостоятельной работы студентов с увеличением активных методов обучения отмечена как преподавателями, так и самими студентами в процессе практических занятий и на экзаменах «Сестринское дело в хирургии», где средний балл составляет ежегодно около 4,5 - 4,4.
Написание курсовой работы по различным разделам хирургии студентами ФВСО позволяет улучшить подготовку специалиста с высшим сестринским образованием согласно Государственному стандарту.
Список литературы:
1. С.А.Блинов [и др.] под ред. М.Ф.Заривчацкого.- Сестринское дело в хирургии - издат. 2-е - Ростов на-Дону : Феникс; Пермь; ПГМА, 2007. - 637с.: ил.- (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-12682-0.
2. Т.С.Баранова, В.П.Пушкарев, В.А.Ворончихин, Э.В.Халимов. Внеаудиторная учебная работа студентов факультета высшего сестринского образования по хирургии; Сборник «Современные тенденции повышения эффективности медицинского образования». Ижевск 2003 - стр.10-12.