Т.С. Баранова, В.П. Пушкарёв, Э.В. Халимов
Кафедра общей хирургии
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ
Курс общей хирургии является первым при изучении хирургии в медицинских институтах. В нём сочетаются важнейшие теоретические и клинические основы хирургии, закладывается фундамент для дальнейшего углублённого изучения предмета на других курсах. Единственной теоретической основой любой хирургической специальности является общая хирургия. Научно-технический прогресс привёл за последнее время к открытию и накоплению новых данных, что потребовало от сотрудников кафедры отказа от некоторых традиционных представлений и пересмотра основных положений асептики и антисептики, переливания крови и кровезаменителей, хирургической инфекции и лечения ран, трансплантации тканей и органов и других разделов.
Обучение общей хирургии усложнилось в последние годы в связи с увеличением объёма изучаемого материала и некоторым уменьшением количества учебного времени. Поэтому сотрудниками кафедры большая роль отводится самостоятельной работе студентов в клинике и самоподготовке на основе прочитанных лекций и методической литературы, то есть, переход от пассивных форм обучения к активным.
Значительная часть занятий проводится в палатах, операционных, перевязочных, процедурных. При этом студенты знакомятся с историей болезни тематических больных, проводят их курацию с последующим обсуждением. При курации выставляют предварительный диагноз, определяют план обследования и лечения, выявляют дефекты врачей в заполнении историй болезни. В перевязочных кабинетах проводят перевязки больных, снимают швы с операционной раны, участвуют в проведении блокад и пункций. Кроме того, для самостоятельной работы студентов оформлены тематические учебные комнаты с таблицами, стендами, аппаратурой, муляжами, лекарственными препаратами.
В целях подготовки студентов к курации больных на кафедре широко используется решение ситуационных задач, подбираемых преподавателем в соответствии с темой занятия. Задачи воспроизводят модели клинических ситуаций и соответствуют различным уровням сложности.
Нами разработана программа самостоятельной работы и освоения минимума практических навыков по всем темам. Для овладения обязательными практическими навыками студенты сначала упражняются на муляже и друг на друге в учебной комнате с последующим контролем усвоения преподавателем, после чего полученные навыки используют при работе с больными.
При изучении костной патологии студенты сначала самостоятельно разбирают тематические рентгенограммы и рентгеннограммы-задачи с последующим разбором с преподавателем. Разработана тематика реферативных докладов при изучении нескольких тем (опухоли, сепсис и др.) с подбором специальной литературы и материалов клиники. Особое внимание уделяется усвоению практических навыков в определении групп крови и резус-фактора, проведении проб на совместимость при переливании крови, методам временной остановки кровотечения, реанимационным мероприятиям при остановке дыхательной и сердечной деятельности.
В целом самостоятельная работа студентов на практических занятиях по общей хирургии составляет около 30% времени. Степень усвоения практических навыков оценивается преподавателем в конце каждого занятия, на последних занятиях в учебном году и при сдаче экзамена по общей хирургии.
Самостоятельная работа студентов на кафедре общей хирургии с увеличением активных методов обучения положительно отражается на усвоении изучаемого материала, приводит к увеличению творческой и познавательной деятельности студентов, повышению уровня успеваемости, способствует выработке профессиональных качеств медицинского работника.