Г.И.Тихомирова, Т.С. Баранова СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В

Г.И.Тихомирова, Т.С. Баранова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

В подготовке будущих специалистов практическая направленность обучения студентов занимает ведущее место. Особое значение в процессе обучения студентов на кафедре общей хирургии имеет усвоение ими практических навыков. Преподаватели стремятся обеспечить наилучшую возможность овладения студентами практических навыков, необходимых как для прохождения летней производственной практики, так и для осуществления врачебной деятельности. Именно при прохождении производственной практики студенты закрепляют полученные на занятиях навыки практической работы. Поэтому дальнейшее совершенствование летней производственной практики следует рассматривать как один из путей оптимизации педагогического процесса. Производственная практика является продолжением летней экзаменационной сессии. Студенты направляются в стационары города Ижевска и ЛПУ Удмуртской Республики. Основная цель производственной практики студентов 3 курса лечебного факультета заключается в освоении лечебно-диагностических манипуляций, проводимых средним медицинским персоналом и профессионального поведения в отделениях стационара. Но студенту 3 курса недостаточно формального приобретения технических навыков работы медсестры, он должен освоить практику с позиций будущего врача. В практическом обучении руководствуются «Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ», в соответствии с которой приоритет первичной медико-санитарной помощи населению с акцентом на профилактическую работу, формирование медицинской активности населения и здорового образа жизни. Подготовка к практике начинается уже с лекций и занятий по уходу за хирургическими больными на 2 курсе и осуществляется под руководством преподавателя в вечернее время. Подготовительный период продолжается в течение всего обучения во время практических занятий, на дежурствах в клинике, у постели больных. Перед непосредственным выездом на практику со студентами проводится ряд собраний для ознакомления с основными правилами осуществления практической деятельности, где ответственные за практику преподаватели объясняют требования, функциональные обязанности, режим работы, ведение документации по практике, назначают бригадиров из числа студентов на каждую лечебную базу. Каждый бригадир, ответственный за практику на базе сотрудник больницы (главная медицинская сестра, заведующий отделением, главный врач) и преподаватель кафедры (ответственный за летнюю производственную практику) получает методические пособия по летней производственной практике (для студентов, преподавателей и ответственных за практику сотрудников больницы), изданные кафедрой общей хирургии. Ответственные за производственную практику преподаватели кафедры (доценты, ассистенты) выезжают на базы перед началом практики для проверки готовности баз, а в первую неделю практики – для проверки выхода и распределения студентов по отделениям. Затем еженедельно осуществляется проверка студентов в каждом отделении с целью оценки работы студентов, освоения ими навыков работы, координации работы. Непосредственно на рабочих местах практикой студентов руководит старшая медсестра отделения, проводит с ними вводный инструктаж. Ответственный преподаватель работает в тесном контакте с руководителем практики в отделениях и больнице. Оптимизация обучения студентов в подготовительном периоде и во время прохождения летней производственной практики позволила многим студентам работать на постах самостоятельно, как штатные медсёстры, полностью выполняя функциональные обязанности среднего медперсонала под контролем других медицинских сестёр. Итоги освоения практических навыков подводятся непосредственно на прикреплённой базе в присутствии старшей медсестры или заведующего отделением с последующей сдачей зачёта по графику на кафедре в последнюю неделю практики (для иногородних – сроки удлиняются). Одновременно проводится конкурс на лучшее оформление санбюллетеней, которые готовит каждый студент. Лучшие варианты рекомендуются в практическом здравоохранении. Часть студентов привлекается к выполнению НИР по теме практического здравоохранения. Итоги практики показывают, что самостоятельная работа студентов в период обучения на кафедре и при прохождении производственной практики активизирует их познавательную деятельность, позволяет лучше осваивать практические навыки, улучшает формирование производственных отношений и трудовую дисциплину, оказывает существенную помощь практическому здравоохранению, обеспечивая нормальное функционирование лечебно-профилактических учреждений в летнее время.