УДК 616.33 – 002.44 –084: 616 – 08 – 039.57
Роль дневных стационаров в эффективности предупреждения рецидивов язвенной болезни через обучение пациентов
Г.И.Тихомирова
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра общей хирургии
В национальных программах органов здравоохранения развитых стран огромное влияние уделяется образованию больных. Принятая правительством РФ Концепция развития здравоохранения также предусматривает формирование здорового образа жизни и развитие базы образовательных программ для здоровых и больных, как приоритетное направление государственной политики. Данные образовательные программы призваны создать тесные партнерские отношения между пациентом и врачом в деле профилактики язвенной болезни (ЯБ). Это является важным моментом, так как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки – длительное хроническое заболевание и только грамотный, обученный пациент вместе со специалистом смогут вместе преодолеть болезнь, значительно повысить качество жизни.
Нами на догоспитальном этапе разработана образовательная программа по первичной профилактике язвенной болезни желудка (ЯБЖ) и двенадцатиперстной кишки (ДПК) среди лиц с выявленным риском по данной патологии. С помощью скрининга были отобраны лица, имеющие факторы риска ЯБ, разделены на группы, с которыми проводилось индивидуальное профилактическое консультирование в организованной на базах дневного стационара МСЧ №3 и МСЧ п/о «Ижмаш» «Школе здоровья».
Целью нашего исследования явилось использование обучающих программ среди пациентов, страдающих язвенной болезнью для предупреждения развития рецидивов заболевания в стационарозамещающих условиях.
Основные задачи образовательных программ: информирование пациентов об имеющемся у них заболевании и факторах риска; формирование у больных стремления к лечению, мотивации к оздоровлению и выполнению рекомендаций врача; привитие у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья; осуществление помощи в понимании больными необходимости снижения неблагоприятного воздействия на здоровье поведенческих факторов риска (питание, управление стрессом, отказ от вредных привычек); подготовка пациентов к самостоятельному анализу причин и факторов, влияющих на самочувствие, обучение составлению плана индивидуального оздоровления.
Материалы и методы. В занятиях участвовали 112 пациентов, страдающих ЯБ (I группа), из них мужчины составили 72,3%, женщины – 27,7%. Курс обучения состоял из комплекса 4-х лекционных и 4-х практических занятий. Дневной стационар был использован нами неслучайно, так как имелись преимущества в осуществлении задач – близкое расположение к месту проживания больных, возможности проведения обучения после работы или в обеденный перерыв, нет необходимости в изоляции пациента от родственников и близких ему людей. При подготовке слушателей из числа больных к занятиям нами учитывались общее состояние больного, отношение его к своему заболеванию. В 78,4% случаях слушателями было отмечено неблагоприятное воздействие на развитие болезни нервно-психических перегрузок и переутомлений (работа в ночное время, командировки, неблагоприятная обстановка в семье и на работе, недостаток материальных средств, неправильное и нерегулярное питание). Кроме того, 16,3% обучаемых были зависимы от алкоголя, а 58,7% - являлись злостными курильщиками.
Для изучения эффективности обучения пациентов для профилактики рецидивирования ЯБ нами была составлена группа сравнения, в которую вошли пациенты с данной патологией, также получавшие комплекс противорецидивного лечения в условиях дневного стационара, но не вовлеченных в образовательный процесс (II группа). Их число составило 98, среди них мужчин было 76,3%, женщин – 23,7%. С целью изучения психологической эффективности обучения в отдаленном периоде нами использовались тесты Спилбергера-Ханина и степень сопротивляемости к нервно-психическим нагрузкам по шкале психологического стресса Л. Ридера.
Результаты. Уровень личностной тревожности (ЛТ) в I группе больных через 1, 3, 6 и 12 месяцев уменьшился на 6,2±3,3%; 14,7±4,8%; 17,1±3,3%; 22,4±2,8% соответственно по сравнению с исходными значениями. Во II группе на 2,3±2,0%; 4,6±3,0%; 5,7±4,6%; 11,8±7,2% соответственно (р<0,05). Показатели степени сопротивляемости к нервно-психическим перегрузкам в I группе через 1, 3, 6 и 12 месяцев увеличились на 15,2±5,0%; 17,4±4,6%; 24,1±5,3% и 28,9±6,3% соответственно по сравнению с исходными значениями. Во второй группе на 2,4±2,0%; 3,0±2,2%; 3,7±3,0% и 5,2±3,1% соответственно (р<0,01).
После проведенного курса обучения среди пациентов I группы у 67,2 из 100 появилось стремление к прохождению повторных циклов, у 59,4 из 100 – сформировалось желание к самостоятельному поиску информации, необходимой для оздоровления, у 98,4 из 100 пациентов изменилось отношение к болезни. При этом у 50% больных исследуемой группы появилось осознание того, что исход заболевания зависит как от совместных усилий врача и больного, так и от личной ответственности самого пациента (72,5 из 100). Анализ отдаленных результатов наблюдений показал, что 70,6 из 100 опрошенных слушателей смогли выполнить в точности все рекомендации врача, что дало им возможность предотвратить последующее обострение заболевания. Кроме изменения поведенческих реакций, нам удалось подтвердить положительное воздействие процесса обучения на уровень гигиенической грамотности и медицинской активности. Так, до начала обучения уровень знаний больных составил 48,3%, а к концу обучения он возрос до 79,7%, особенно это отмечено в вопросах профилактики заболевания, а именно диетотерапии, факторах риска развития рецидивов. В группе сравнения выполняли рекомендации врача после выписки из стационара 43,3 из 100 респондентов, изменили режим и характер питания - 44,1 из 100, проявили желание изменить образ жизни 26,7 из 100 опрошенных.
Положительная динамика психологических показателей пациентов I группы улучшила клиническое течение заболевания (на основе объективного исследования, данных лабораторно-инструментальных методов), кроме того улучшилось качество жизни больных.
Выводы. Эффективность обучающего процесса среди лиц, страдающих язвенной болезнью, позволяет предупредить рецидив заболевания и перенести тяжесть дорогостоящего стационарного лечения на первичный уровень здравоохранения, освободить средства, как экономические, так и кадровые для решения других задач.
Список литературы:
1. Кудрина, Е.А. Медицинская, социальная и экономическая эффективность лечения больных язвенной болезнью в условиях дневного стационара: автореферат дис... канд.мед наук / Е.А. Кудрина. – Ижевск, 2002. – 21 С.
2. Лисицын, Ю.П. О концепции стратегии охраны здоровья / Ю.П. Лисицын // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2003. – №.2 – С.10
3. Школы здоровья - новые профилактические технологии в первичном звене здравоохранения (обзор) / А.М. Калинина [и др.] // профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2002. – №6. – С. 3-7.
4. Шамшурина, Н.Г. Изменение функций медицинской сестры как резерв экономии ресурсов здравоохранения // Главная медицинская сестра. – 2000. № – 4. – С. 73–77.