6 КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Текущий контроль знаний студентов осуществляется на практических занятиях при ответах на вопросы и в ходе обсуждения подготовленных докладов.
По завершению изучения учебной дисциплины в семестре с целью проверки и оценки учебной работы студентов, уровня полученных ими знаний и умения применять эти знания на практике проводится зачет.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
Стратегической задачей пропедевтического курса педагогики и психологии является формирование у студента-медика представления о человеку как о высшей ценности и на этой основе ценностного отношения к нему, в том числе к каждому пациенту, его родственникам, своим коллегам, в целом к личности любого человека.
Содержание курса раскрывается на лекционных и семинарских занятиях. Глубокое усвоение студентами психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литературы, поэтому в рамках данного курса предполагается самостоятельная работа студентов над рефератами и их обсуждение в группе.
По каждой теме лекционных занятий выделен перечень основных понятий, которыми должны овладеть студенты. По каждой теме практических занятий даются задания для самостоятельной работы студентов
(аннотирование или реферирование литературы, решение психологических задач); даётся список рекомендуемой литературы.
После изучения студент
- должен иметь представление: о предмете и методах психологии, основных этапах развития этой науки, о месте и значении психологии в ряду гуманитарных дисциплин, а также в сфере медицины, об особенностях функционирования и развития психики в онто- и филогенезе;
- должен знать: сущность психического отражения, структуру психики, трактовку основных психологических понятий, закономерности развития психики человека, значение и особенности отдельных психических процессов, свойств, состояний для целостного функционирования психики;
- должен уметь: ориентироваться в психологической терминологии, использовать её для характеристики поведения человека и групп людей, пользоваться источниками справочной и научной литературы по психологии.
Общее расписание занятий на 2022-2023 уч. гг.
Все занятия проходят очно в аудиториях ИГМА (оффлайн).
Преподаватель | Дни недели | Время консультации |
Помыткина Татьяна Юрьевна | вторник | 16:00 - 17:00 |
Галиахметова Наталья Павловна | среда | 16:30 – 17:30 |
Жученко Ольга Александровна | четверг | 16:30 - 17:30 |
Главатских Марианна Михайловна | среда | 17:00 – 18:30 |
Рэмм Ольга Николаевна | понедельник | 16:30 – 17:15 |
Бочкова Юлия Юрьевна | понедельник | 16:30-17:30 |
Яфесова Венера Абдулкабировна | понедельник | 16:30 -17:30 |
Благоразумова Мария Геннадьевна | пятница | 16:30 -17:30 |
Расписание занятий для 2 курса стомат. факультета на 2022-2023 уч. гг.
План лекций курса "Инклюзивная компетентность" для стоматологического факультета
п/п № | Наименование тем лекций | Объем в АЧ |
1. | Нормативно-правовая база инклюзивного подхода | 2 |
2. | Историко-теоретические основы дефектологии. | 2 |
3. | Психолого-педагогические особенности взаимодействия врача-стоматолога с пациентом с сенсорными и РАС. | 2 |
4. | Психолого-педагогические особенности взаимодействия врача-стоматолога с пациентом с ментальными нарушениями и расстройствами личности. | 2 |
5. | Психолого-педагогические особенности семей и законных представителей, пациентов с ограниченными возможностями и инвалидностью. | 2 |
6. | Особенности профессионального общения врача-стоматолога с семьей и законными представителями пациента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. | 2 |
7. | Формы и методы поддержания толерантной среды. | 2 |
ИТОГО (всего - АЧ) | 14 |
Практические занятия курса "Инклюзивная компетентность" для стоматологического факультета:
Тема 1. Нормативно-правовая база инклюзивного подхода (2 ч)
1. Этапы становления систем национального специального образования.
2. Нормативно-правовые документы инклюзивного образования в Российской Федерации.
3. Нормативно-правовые документы инклюзивного образования в Европе и Азии.
4. Система специального образования в Российской Федерации (детские сады и школы).
Тема 2. Историко-теоретические основы дефектологии. (2 ч)
1. Связь дефектологии с психолого-педагогическими и медицинскими науками.
2. Современное состояние дефектологии (коррекционной педагогики) в России.
3. Ведущие педагогические понятия: воспитание, обучение и развитие и специальные понятия дефектологии.
4. Основоположники отечественной дефектологии.
Тема 3. Понятие, классификация психического дизонтогенеза. (2 ч)
1.Понятия «отклоняющегося развития», дизонтогенез, аномальность.
2.Понятие психического дизонтогенеза.
3. Факторы отклоняющегося развития.
Тема 4. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением зрения. (2 ч)
1. Тифлопсихология как наука. Предмет, задачи, методы тифлопсихологии.
2. Классификации лиц с нарушениями зрения.
3. Компенсаторное развитие лиц с нарушениями зрения.
4. Проблемы социализации и интеграции лиц с нарушением зрения.
5. Влияние зрительного нарушения на формирование личности.
Тема 5. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением слуха. (2 ч)
1. Предмет и задачи сурдопсихологии.
2. Типы, виды сенсорных нарушений.
3.Причины нарушений слуха: врожденные заболевания ушей; приобретенные заболевания ушей; глухие дети; слабослышащие дети; ранооглохшие, позднооглохшие дети.
4. Особенности развития личности людей с нарушением слуха и эмоционально-волевой сферы.
5.Компенсаторные способности глухих детей.
Тема 6. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением речи. (2 ч)
1. Предмет и задачи логопсихологии. Связь логопсихологии с другими науками.
2. Причины первичных речевых нарушений.
3. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
4. Вторичные нарушения речевых расстройств.
5. Особенности развития личности людей с речевыми расстрйоствами и эмоционально-волевой сферы.
Тема 7. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. (2 ч)
1.Психофизиологическая характеристика движений человека.
2. Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы.
3. Структура нарушений опорно-двигательного аппарата: первичный, вторичный и третичный дефекты.
4. Особенности развития личности людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы.
5.Организация доступной среды для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Тема 8. Психолого-педагогические особенности лиц с ментальными нарушениями. (2 ч)
- Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости.
- Виды и характеристика основных интеллектуальных нарушений. Олигофрения, деменция, синдром Дауна.
3. Особенности воспитания, обучения и развития умственно отсталых детей.
4. Особенности оказания стоматологической помощи детям с умственной отсталость.
Тема 9. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушениями эмоциональной сферы (аутизм, расстройства личности). (4 ч)
Занятие 1.
1. Типология нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы.
2. Понятие о синдроме РДА и аутистических чертах личности.
3. Причины аутизма.
Занятие 2
1. Система помощи аутичным детям в России и за рубежом.
2. Особенности взаимодействия с человеком с расстройствами аутистического спектра.
3. Типология патологических характеров. Признаки психопатии по П.Б. Ганнушкину.
4. Особенности взаимодействия врача- стоматолога с пациентом с нарушениями эмоциональной сферы.
Тема 10. Психолого-педагогические особенности лиц с инвалидностью различных нозологических групп. (4 ч)
Занятие 1 (2 ч)
- Основные типы приспособления человека с ограниченными возможностями к ситуации инвалидности.
- Адаптивные и дезадаптивные проявления внутренней картины инвалидности.
- Психолого-педагогические особенности лиц с болезнями сердечно-сосудистой, мочеполовой системы.
- Психолого-педагогические особенности лиц с онкологическим заболеванием.
Занятие 2 (2 ч).
- Психолого-педагогические особенности лиц перенесших ампутацию конечностей.
- Психолого-педагогические особенности лиц с ВИЧ и СПИДом.
- Психолого-педагогические особенности лиц с заболеваниями эндокринной и дыхательной системы.
Тема 11. Особенности психологического взаимодействия с пациентами,
имеющими смешанный дефект. (2 ч)
- Основные возможные сочетания дефектов развития.
- Организация психолого-педагогической помощи лицам со сложным и сочетанным дефектов в Российской Федерации и за рубежом.
- Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов.
- Особенности взаимодействия врача с пациентом, имеющим сложный или сочетанный дефект.
Тема 12. Психолого-педагогические особенности семей и законных представителей, лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью. (2 ч)
1.Дефект в развитии ребенка как доминирующая причина травматизации психоэмоциональной сферы его родителей.
2.Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и социальных контактов в семьях воспитывающих детей с инвалидностью.
3.Модели воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
4. Психологические портреты родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Тема 13. Особенности профессионального общения врача-стоматолога с семьей и законными представителями человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. (2 ч)
1.Основные направления медицинского консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
2. Особенности медицинского консультирования родителей и других близких ребенка с ограниченными возможностями здоровья (бабушек, нянь, гувернантов).
3. Роль семьи в процессе реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями и инвалидностью.
Тема 14. Формы и методы поддержания толерантной среды. (4 ч.)
Занятие 1 (2 ч.)
- Проблема дискриминации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы социальной адаптации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Занятие 2 (« ч.)
Технология социальной адаптации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Скачать: план лекций, план практическимх занятий
ПЛАН ЛЕКЦИЙ "Психология и педагогика"
п/п № | Наименование тем лекций | Объем в АЧ |
1. | Психология как наука | 2 |
2. | Познавательные психические процессы личности | 4 |
3. | Психические состояния личности | 2 |
4. | Психические свойства личности | 2 |
5. | Социальная психология групп | 2 |
6. | Основы педагогической деятельности врача | 2 |
ИТОГО (всего - АЧ) | 14 |
Практические занятия курса "Психология и педагогика" для лечебного факультета:
Тема 1. Теория высших психических функций.
- Психика как предмет психологии.
- Понятие высших психических функций в психологии.
- Теория высших психических функций Л.С. Выготского.
- Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
Тема 2. Ощущение и восприятие.
- Физиологические основы ощущений. Пороги ощущений.
- Классификация ощущений. Свойства и характеристики ощущений.
- Классификация восприятия. Свойства и законы восприятия.
- Нарушения ощущений и восприятия. Значение в профессиональной деятельности врача.
- Методы диагностики и развития ощущений и восприятия.
Тема 3. Внимание.
- Физиологические основы внимания. Функции внимания.
- Виды внимания. Их роль в профессиональной деятельности врача.
- Теории внимания.
- Нарушения внимания. Клиническое значение в профессиональной деятельности.
Тема 4. Память.
- Память, как высшая психическая функция. Современные исследования памяти.
- Классификация памяти. Значение в профессиональной деятельности врача.
- Мнемотехнические приемы.
- Нарушения памяти.
- Методы диагностики памяти.
Тема 5. Мышление и воображение.
- Понятие мышления. Мыслительные операции.
- Классификация мышления. Значение в профессиональной деятельности врача.
- Нарушения мышления.
- Воображение: понятие, виды.
- Приемы развития воображения, творческая деятельность.
- Значение воображения в профессиональной деятельности врача.
Тема 6. Речь.
- Речь как высшая психическая функция. Физиологические основы речи. Онтогенез речи.
- Классификация речи. Функции речи. Значение в профессиональной деятельности врача.
- Нарушения речи.
- Методы диагностики и развития речи.
Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности.
- Физиологические основы эмоций. Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
- Эмоции и чувства. Функции эмоции.
- Классификация эмоций. Эмоциональные состояния.
- Основные психологически теории воли.
- Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Виды волевых действий. Структура волевого акта.
- Значение эмоционально-волевой сферы личности в формировании мотивов. Этапы развития эмоций и воли у человека.
Тема 8. Адаптация и функциональное состояние организма.
- Понятие адаптации. Уровни и формы адаптации.
- Функциональные состояния и их характеристика. Личностные механизмы регуляции состояний.
- Взаимосвязь функциональных состояний и адаптации.
- Стресс: стадии и классификация.
- Стресс и эмоциональное выгорание врача: меры профилактики
Тема 9. Теории личности.
- Личность в системе понятий психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность» с точки зрения психологии. Основные характеристики личности.
- Структура личности в отечественной психологии.
- Структура личности по З. Фрейду. Методы психологической защиты.
- Теория личности К. Роджерса, А. Адлера.
- Самооценка как центральное образование личности. Основные критерии развития личности.
Тема 10. Потребности и мотивы.
- Понятие потребности. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация и виды потребностей.
- Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
- Понятие мотива. Структура, характеристики и функции мотива.
- Классификация мотивов.
Тема 11. Темперамент как психическое свойство личности.
- Гуморальные теории темперамента.
- Конституциональные теории темперамента.
- Физиологические основы темперамента.
- Типы темперамента, их психологическая характеристика (И.П. Павлов). Свойства темперамента.
- Современные представления о свойствах нервной системы
- Значение темперамента в профессиональной деятельности врача.
Тема 12. Характер и способности.
- Понятие характера. Черты характера, проявление характера.
- Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).
- Формирование характера. Социализация: факторы, этапы, институты.
- Способности: понятие, виды, уровни, факторы развития, значение в жизнедеятельности врача.
Тема 13. Социальная психология малых групп.
1. Социальные группы: понятие, виды.
2. Классификация малых групп.
3. Лидерство и руководство: общее и отличие.
4. Стили управления. Их применение во взаимоотношениях «врач-пациент».
5. Положительное и отрицательное влияние личности на группу, группы на личности. Конформизм, нонконформизм.
Тема 14. Организационные феномены малой группы.
- Групповая динамика в малых группах. Этапы развития группы.
- Положительное и отрицательное влияние личности на группу, группы на личности. Конформизм, нонконформизм.
- Группа как команда. Различия между рабочей группой и командой. Внешние и внутренние факторы работы командной работы.
- Понятия: организационные изменения, организационное развитие. Тактика обращения с сопротивлением изменениям.
Тема 15. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача
- Категории педагогики в профессиональной деятельности врача.
- Педагогическая деятельность врача: виды и характеристика.
- Условия и факторы успешности педагогического процесса в профессиональной деятельности врача.
- Современные требования к личности врача: врач-педагог-психолог или врач-диагност?
Тема 16. Методы и принципы воспитания в медицинской практике
- Сущность процесса воспитания. Цели воспитания. Научные подходы к воспитанию в педагогике.
- Виды воспитания. Медицинское воспитание и его компоненты.
- Принципы воспитания и их применение в деятельности врача.
- Методы и средства воспитания. Самовоспитание и самообразование - ключевая основа компетентности врача.
Тема 17. Обучение пациентов основам самосохранительной деятельности.
- Предмет и содержание воспитания основ самосохранения здоровья.
- Основные механизмы воспитательного воздействия на личность. Методы воспитательного воздействия.
- Публичное выступление как форма воспитательного воздействия на личность.
Скачать: план лекций, план практических занятий.
Расписание занятий для 6 курса лечеб. факультета на 2022-2023 уч. гг.
План лекций курса "Коммуникатиавные навыки врача" для лечебного факультета (1 аудитория, ст.преподаватель Жученко О.А.)
Дата | Наименование тем лекций | Объем в АЧ | |
14.02.23 13:00 | Общение и его функции. | 2 | |
21.02.23 13:00 | Вербальные и невербальные средства общения. | 2 | |
28.02.23 13:00 |
| 2 | |
ИТОГО (всего - АЧ) | 6 |
Практические занятия курса "Коммуникативные навыки врача" для лечебного факультета:
Тема 1. Общение и его функции (4 часа)
- Понятия «общение» и «коммуникация»: общее и отличия. Роль общения врача с пациентом, с законным представителем пациента.
- Функции общения.
- Структура общения.
- Социализация пациента: этапы и функции.
- Условия построения эффективного взаимодействия между врачом и пациентом. Коммуникативная компетентность врача, врачом и законным представителем пациента.
- Виды общения врача с пациентом / законным представителем пациента.
Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения (4 часа)
- Классификация невербальных средств общения: такесика, просодика, кинесика, проксемика. Сигналы глазного доступа. Визуальный контакт как необходимый компонент общения врача с пациентом.
- Зоны общения врача и пациента.
- Фазы партнерского общения. Вербальные сигналы, располагающие к контакту врача с пациентом, его родственниками.
Тема 3. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная функции общения (2 часа)
- Особенности формирования первого впечатления врача у пациента у его законного представителя.
- Общение врача с пациентом в поликлинике и в стационаре: общее и отличия.
- Терапевтическое общение.
- Факторы, влияющие на общение врача с пациентом.
Тема 4. Убеждающая коммуникация (2 часа)
- Психологические особенности взаимодействия врача с пациентом разного возраста (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст).
- Правила профессионального общения с законным представителем пациента. Приемы активного слушания.
- Применение методов убеждения и внушения с пациентами дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста, с законными представителями пациентов.
- Роль эмоций в общении с пациентами разного возраста.
Тема 5. Барьеры, препятствующие эффективному общению врача с пациентом (3 часа)
- Виды коммуникативных барьеров при взаимодействии врача с пациентом.
- Конфликт врача и законного представителя пациента: понятие, причины, виды.
- Стратегии поведения в конфликте.
- Техники быстрого снятия напряжения в беседе. Профилактика конфликта в профессиональной деятельности врача.
- Классификация и причины конфликтов в системе здравоохранения.
- Механизмы социальной перцепции. Ошибки восприятия при взаимодействии пациента с врачом. Их практическая значимость при взаимодействии врача с пациентом, его законным представителем.
Тема 6. Медицинское интервью: понятие, основные принципы, структура (6 часов)
- Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации. Этапы и структура медицинского интервью.
- Основные принципы медицинского интервью.
- Искусство задавать вопросы пациенту. Преимущества и недостатки разных типов вопросов.
- Техники информирования родственников пациента.
- Метод teach-back при взаимодействии врача и законного представителя пациента.
Тема 7. Психологические требования к личности врача (6 часов)
- Личностные и профессиональные качества врача высокой квалификации.
- Эмпатия, наблюдательность как профессионально важное качество врача
- Профессиональные кризисы врача.
- Профилактика профессионального выгорания врача.
- Роль самопрезентации в общении с пациентом. Приемы расположения к себе. Положительный имидж врача.
Скачать: план лекций, план практических занятий.
Расписание занятий для 6 курса педиатрического факультетана 2022-2023 уч. гг.
План лекций курса "Коммуникатиавные навыки врача-педиатра" для педиатрического факультета (7 аудитория, доцент Помыткина Т.Ю.)
Дата | Наименование тем лекций | Объем в АЧ | |
08.02.23 14:45 | Общение и его функции. | 2 | |
15.02.23 14:45 | Вербальные и невербальные средства общения. | 2 | |
01.03.23 14:45 |
| 2 | |
ИТОГО (всего - АЧ) | 6 |
Практические занятия курса "Коммуникативные навыки врача" для лечебного факультета:
Тема 1. Общение и его функции
- Понятия «общение» и «коммуникация»: общее и отличия. Роль общения врача с пациентом, с законным представителем пациента.
- Функции общения.
- Структура общения.
- Социализация пациента: этапы и функции.
- Условия построения эффективного взаимодействия между врачом и пациентом. Коммуникативная компетентность врача, врачом и законным представителем пациента.
- Виды общения врача с пациентом / законным представителем пациента.
Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения
- Классификация невербальных средств общения: такесика, просодика, кинесика, проксемика. Сигналы глазного доступа. Визуальный контакт как необходимый компонент общения врача с пациентом.
- Зоны общения врача и пациента.
- Фазы партнерского общения. Вербальные сигналы, располагающие к контакту врача с пациентом, его родственниками.
Тема 3. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная функции общения
- Особенности формирования первого впечатления врача у пациента у его законного представителя.
- Общение врача с пациентом в поликлинике и в стационаре: общее и отличия.
- Терапевтическое общение.
- Факторы, влияющие на общение врача с пациентом.
Тема 4. Убеждающая коммуникация
- Психологические особенности взаимодействия врача с пациентом разного возраста (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст).
- Правила профессионального общения с законным представителем пациента. Приемы активного слушания.
- Применение методов убеждения и внушения с пациентами дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста, с законными представителями пациентов.
- Роль эмоций в общении с пациентами разного возраста.
Тема 5. Барьеры, препятствующие эффективному общению врача с пациентом
- Виды коммуникативных барьеров при взаимодействии врача с пациентом.
- Конфликт врача и законного представителя пациента: понятие, причины, виды.
- Стратегии поведения в конфликте.
- Техники быстрого снятия напряжения в беседе. Профилактика конфликта в профессиональной деятельности врача.
- Классификация и причины конфликтов в системе здравоохранения.
- Механизмы социальной перцепции. Ошибки восприятия при взаимодействии пациента с врачом. Их практическая значимость при взаимодействии врача с пациентом, его законным представителем.
Тема 6. Медицинское интервью: понятие, основные принципы, структура
- Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации. Этапы и структура медицинского интервью.
- Основные принципы медицинского интервью.
- Искусство задавать вопросы пациенту. Преимущества и недостатки разных типов вопросов.
- Техники информирования родственников пациента.
- Метод teach-back при взаимодействии врача и законного представителя пациента.
Тема 7. Психологические требования к личности врача
- Личностные и профессиональные качества врача высокой квалификации.
- Эмпатия, наблюдательность как профессионально важное качество врача
- Профессиональные кризисы врача.
- Профилактика профессионального выгорания врача.
- Роль самопрезентации в общении с пациентом. Приемы расположения к себе. Положительный имидж врача.
Скачать: план лекций, план практических занятий.
План лекций курса "ДВ-4 Коммуникативный тренинг" для стоматологического факультета (5 аудитория, доцент Галиахметова Н.П.)
п/п № | Дата Время | Наименование тем лекций | Объем АЧ |
1 | 14.02.23 13:00-14:35 | Общение как социально-психологическая проблема. | 2 |
2 | 28.02.23 13:00-14:35 | Общение и его функции. | 2 |
3 | 14.03.23 13:00-14:35 | Этапы, виды и уровни общения | 2 |
4 | 28.03.23 13:00-14:35 | Основные психологические и этические трудности в процессе общения. | 2 |
5 | 11.04.23 13:00-14:35 | Устные формы делового общения. | 2 |
6 | 25.04.23 13:00-14:35 | Невербальная коммуникация. | 2 |
7 | 23.05.23 13:00-14:35 | Коммуникативная, перцептивная и интерактивная функции общения | 2 |
ИТОГО (всего – АЧ) | 14 |
Скачать: план лекций,
Вопросы по педагогике для аспирантов на 2023 г.
Материалы для самостоятельной работы: