Год 1933 - открытие
Президиум облисполкома УАО постановил: открыть мединститут в городе Ижевске Удмуртской автономной области с 1 сентября 1933 года. На основании этого постановления были выделены помещения для кафедр и квартиры для первых приглашенных преподавателей, организованы подготовительные курсы для будущих абитуриентов из числа удмуртов и других национальностей соседних автономных республик и областей, определен коечный фонд клинических баз (670 коек).
Сложные задачи встали перед вновь созданным институтом. Необходимо было обеспечить учебный процесс, развернуть научные исследования, вытекающие из нужд практического здравоохранения и состояния здоровья населения области и параллельно решать организационные вопросы.
Период становления
В августе 1933 г. на первый курс был зачислен 171 студент и 1 сентября 1933 года к работе в ИГМИ приступили 24 преподавателя, в том числе четыре профессора и три доцента. Функционировали четыре кафедры: нормальной анатомии, общей химии, физики, биологии.
Позднее, в 1934 году, были организованы кафедры: гистологии, акушерства и гинекологи, биохимии, общей гигиены, нормальной физиологии.
С 1935 года начали функционировать кафедры: пропедевтики внутренних болезней, оперативной хирургии и топографической анатомии, общей хирургии, патологической физиологии, общественных дисциплин, микробиологии, патологической анатомии, фармакологии, физического воспитания.
В 1937 году начали работать еще десять кафедр: госпитальной хирургии, глазных болезней, детских болезней, нервных болезней, судебной медицины, госпитальной терапии, кожных и венерологических болезней, болезней уха, горла, носа, инфекционных болезней, психиатрии.
В 1938 году были организованы кафедры: социальной гигиены и иностранных языков, а в 1944-м - кафедра военно-медицинской подготовки.
В оснащении кафедр учебными пособиями первоначально принимал участие 2-й Московский медицинский институт.
Решение поставленных задач
В период становления перед коллективом стояли задачи по завершению оформления института как полноценного высшего учебного заведения. Необходимо было улучшить работу медицинского рабфака и подготовительных курсов в городах Глазове и Ижевске, форсировать строительство морфологического корпуса, создать новые кафедры и лекционные аудитории на клинических базах, организовать занятия студентов в поликлиниках.
Эти вопросы и стали основным содержанием деятельности руководства института в 1937-1940 гг. И как результат проделанной организационной работы к 1940 г. в ИГМИ сформировался основной костяк руководителей кафедр, принесших из медицинских институтов Перми, Одессы, Горького, Ленинграда, Саратова и других крупных городов определенные традиции, солидный опыт в организации учебной и научной работы медицинских вузов. Институт стал способен начать подготовку национальных кадров ученых из числа местных врачей, которые пришли сюда в качестве первых ассистентов кафедр.
Год 1938 - первый выпуск
Поистине знаменательное событие произошло в 1938 году: состоялся первый выпуск 109 врачей, 79 из которых были направлены на работу в лечебные учреждения Удмуртии. В этом же году институт занял по итогам работы первое место среди медицинских вузов РСФСР. С первым выпуском в институте открылась возможность подготовки научных кадров через аспирантуру из числа выпускников, что расширило возможности роста национальных кадров ученых-медиков.
Игми в военные и послевоенные годы
К 1941 году ИГМИ превратилась в сложившийся коллектив, способный решать весь комплекс вопросов, связанных с подготовкой врачебных кадров, подготовкой преподавательского состава высокой квалификации, организацией научных исследований и обеспечением на должном уровне лечебно-диагностического процесса в клиниках.
За годы войны, несмотря на крайне сложные условия работы вуза, было осуществлено пять выпусков. Страна получила 762 врача, большинство из них были направлены в действующую армию и тыловые госпитали. В планах научных работ в течение этого времени преобладали темы, связанные с военным травматизмом. В разработку этих тем были вовлечены все кафедры института.
Для выполнения новых задач по учебной и научной работе в послевоенные годы необходимо было укрепить материальную базу кафедр и расширить клинические базы. Большая работа в этом направлении была проделана в 60-80-х годах. Активно работали цикловые методические комиссии и центральный координационный методический совет академии. Под их руководством разрабатывались вопросы комплексирования и преемственности преподавания, были составлены и внедрены в учебный процесс сетевой план координированного преподавания во временных интервалах ряда тем и разделов на теоретических, медико-биологических и клинических кафедрах, планы преемственности в преподавании военно-медицинских дисциплин, составлены сквозные межкафедральные программы преподавания вопросов неотложной помощи в хирургии, онкологии, гематологии, нефрологии и урологии.
В учебном процессе активно применялись технические средства, улучшилось оснащение лабораторным оборудованием, были сделаны учебные кинофильмы. В начале 80-х годов создан вычислительный центр, началось внедрение в педагогический процесс вычислительной техники.
Новое время
В 1995 г. институт получил статус академии. На протяжении всех лет своего существования Ижевская государственная медицинская академия занимала достойное место среди медицинских вузов Российской Федерации по уровню и организация методического обеспечения учебного процесса. В академии традиционным было глубокое понимание того, что успешное решение задач по подготовке высококвалифицированных врачебных кадров определяется уровнем организации и постановки учебно-методической работы, эффективностью форм и методов преподавания, методологическим уровнем педагогического процесса, умелым сочетанием нравственного и профессионального воспитания будущих специалистов.
Еще больше материалов по истории становления академии смотрите в разделе "Музей истории ИГМА".
ФГБОУ ВО "Ижевская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения России сегодня опирается на опыт прошлых лет, солидную техническую и учебную базы, имеет сильный профессорско-преподавательский состав и предлагает подготовку специалистов, соответствующую федеральным государственным образовательным стандартам, уровень образования - специалитет:
- Лечебное дело (31.05.01)
- Педиатрия (31.05.02)
- Стоматология (31.05.03)
Контингент обучающихся на 2021-2022 учебный год на лечебном факультете составляет 2350 студентов, на педиатрическом – 740 и на стоматологическом факультете – 498 студентов.
Реализуется 31 программа подготовки кадров высшей квалификации - программам ординатуры (акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, клиническая лабораторная диагностика, рентгенология, патологическая анатомия, судебно-медицинская экспертиза, детская хирургия, педиатрия, психиатрия, дерматовенерология, инфекционные болезни, кардиология, лечебная физкультура и спортивная медицина, неврология, терапия, фтизиатрия, нейрохирургия, онкология, оториноларингология, офтальмология, сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, урология, челюстно-лицевая хирургия, организация здравоохранения и общественное здоровье, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, детская стоматология, ортодонтия). Обучение в ординатуре составляет 2 года. В 2021-2022 учебном году обучение проходят 520 ординаторов.
Реализуется 3 направления подготовки в аспирантуре, где на настоящий момент обучается 75 человек.
Обучение проводится в просторных аудиториях, оснащенных аудио- и видеотехникой, современным компьютерным оборудованием. Имеется просторный читальный зал. В академии функционирует библиотека учебно-методической и научной литературы, максимально отвечающая потребностям своих читателей.
В академии имеются: три благоустроенных общежития, детский сад, спортивно-оздоровительный комплекс, столовая, многопрофильный медицинский центр "ИГМА-Доктор", стоматологическая клиническая поликлиника ИГМА.
Официальные наименования академии
с осени 1933 г. | Постановление №341 Совнаркома РСФСР от 15 апреля 1933 года |
с 1985 г. | Устиновский ордена Дружбы народов государственный медицинский институт |
с 1987 г. | Ижевский государственный медицинский институт |
с 26.09.1995 г. | Ижевская государственная медицинская академия |
с июня 2004 г. | государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» |
с марта 2005 г. | государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» |
с 27.12.2010 г. | государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
с 16.06.2011 г. | государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
с 27.09.2012 г. | государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации |
с 23.06.2016 г. | федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевская госудрственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации |